Основной вопрос для обсуждения: новая редакция ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
Как известно, действующим Федеральным законом об Особой экономической зоне установлено, что вся территория области является Особой экономической зоной, и области гарантирован этот режим до 2031 года. Согласно законодательству Таможенного союза, в рамках ЕврАзЭС на территориях особых зон действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств - членов Таможенного союза, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства - члена Таможенного союза, условий для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении некоторых изменений в законодательные акты Российской Федерации» предусматривают следующее:
1) уточнение условий для резидентов Особой экономической зоны таким образом, чтобы обязательства резидента по реализации инвестиционного проекта не ограничивались первыми тремя годами, а распространялись на весь срок действия налоговых льгот (12 лет);
2) меры дополнительной государственной поддержки лицам, осуществляющим промышленно-производственную, технико-внедренческую, портовую и туристско-рекреационную деятельность на условиях, сопоставимых с резидентами особых экономических зон соответствующего типа на остальной части территории Российской Федерации, в том числе:
налоговые льготы по налогу на прибыль;
предоставление в аренду государственного и муниципального имущества, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
финансирование инфраструктуры;
устранение излишних административных барьеров;
особенности проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
3) условия для обновления и модернизации инфраструктуры, используемой в качестве инвестиционных площадок на территории Особой экономической зоны за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов;
4) условия передачи Российской Федерацией находящихся в совместном ведении отдельных полномочий в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, владения, пользования и распоряжения землей, водными и другими природными ресурсами органам государственной власти Калининградской области (в силу географической оторванности от территории России и специфики климатических условий в области многие инфраструктурные проблемы из-за разделения полномочий между федеральными и региональными властями решаются неэффективно (например, мелиорация земель));
5) возможность применения санитарно-эпидемиологических требований, нормативов или правил, содержащихся в санитарно-эпидемиологических регламентах или документах государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, либо государств - членов Европейского Союза (исторический облик области основан на европейской архитектуре и традициях, для некоторых инвесторов вопросы выбора нормативов и стандартов имеют предопределяющее значение для размещения объектов);
6) упрощение таможенного администрирования (в частности, освобождение от предоставления финансовых гарантий при транзите по территории области и временном хранении иностранных товаров) с учетом освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов товаров, ввозимых из третьих стран, до 2031 года и, соответственно, отсутствия предпосылок для нарушения таможенных правил с целью обхода требований по уплате таможенных платежей;
7) упрощение визового режима для развития туризма (выдача виз в пунктах пропуска на государственной границе);
8) такие же условия для привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы для осуществления технико-внедренческой деятельности, как установленные для технико-внедренческих зон;
9) ускоренное введение на территории области решений по устранению избыточных административных барьеров, реализованных в утверждаемых Правительством Российской Федерации дорожных картах, направленных на улучшение инвестиционного климата;
10) взимание таможенными органами налога на добавленную стоимость в отношении товаров, вывозимых из Калининградской области на остальную часть территории России, если только НДС не уплачен налоговым органам при осуществлении операций по реализации этих товаров.
С формированием Таможенного союза правовое регулирование таможенной процедуры свободной таможенной зоны является предметом законодательства Таможенного союза. Заключено специальное международное соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Анализ законодательства Таможенного союза показывает, что оно препятствует развитию экспорта, определяет правила исчисления ввозной таможенной пошлины на товары, производимые в Особой экономической зоне без учета нарушений эскалации Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Изменение правового регулирования в этой части требует изменения законодательства Таможенного союза.
Кроме этого, выравнивание условий налогообложения налогом на добавленную стоимость операций с иностранными и российскими товарами (товарами Таможенного союза) требуют внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации одновременно с предлагаемыми изменениями для обеспечения синхронности. Ожидаемые положительные эффекты – это, во-первых, дополнительные экономические условия для экономических связей с Россией, в т.ч. за счет создания предпосылок встраивания калининградских предприятий в экспортноориентированные производственно-технологические цепочки. И, во-вторых, у калининградских компаний исчезнет причина для искусственного создания малых предприятий для ведения бизнеса с целью минимизации затрат на уплату НДС.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года содержится поручение Правительству Российской Федерации представить предложения по перспективному развитию Калининградской области. Ожидается, что Правительством Российской Федерации в скором времени будет принята Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». В совокупности с предлагаемыми законопроектом мерами правового регулирования, будут созданы стимулы для качественно нового роста экономики Калининградской области, повышения ее конкурентоспособности по сравнению с окружающими область странами Восточной Европы для вложения инвестиций и проживания граждан.
Также на заседании Совета РОР СПП КО приято решение о проведении отчетно-выборного собрания членов регионального бизнес-сообщества - 1 января 2014 года.
В Реестр членов РОР «Союз промышленников и предпринимателей Кали-нинградской области» включено ООО «Телебал» (Генеральный директор – Борисов Виктор Анатольевич), вид деятельности –выпуск радиоэлектронной техники (ТВ, СВЧ-печи и пр.).
2. О созыве отчетно-выборного собрания членов РОР «Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области» (определение даты собрания. предварительно предлагается вторая половина января 2014 года). Докл.: Исполнительный директор РОР СПП КО М.П.Фомичева.