В работе заседания приняли участие члены РОР СПП КО – руководители агропредприятий Калининградской области, заместитель Полномочного Представители Президента по Северо-Западному федеральному округу Станислав Воскресенский, первый заместитель Министра сельского хозяйства Калининградской области Михаил Хованский.
В мае 2013 года опубликован Национальный доклад об итогах реализации госпрограммы по развитию сельского хозяйства России. По ряду показателей, программа не вышла на утвержденные ранее сырьевые показатели; объем финансирования сельскохозяйственного производства по итогам 2012 года снизился; совокупный уровень рентабельности, включая субсидии, составил 14,6%, при этом удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций остается высоким – 20,3%.; уровень сельскохозяйственного производства снизился; ужесточились конкурентные условия в связи с вступлением России в ВТО.
С 2013 года начала действовать новая Государственная программа поддержки АПК, но, по состоянию на сегодня, отсутствует четкая позиция с объемами финансирования и приоритетами; в Минсельхозе России не сформирована комиссия по отбору новых инвестиционных проектов, что, в перспективе предполагает стагнацию отрасли.
Значительное количество калининградских агропромышленных предприятий имеет технологии, уровень производства, соответствующий мировым и европейским стандартам. Но не всегда выпускаемая продукция остается конкурентоспособной. Причина одна – в странах Евросоюза существует максимальная правительственная поддержка сельхозпроизводителей.
При наличии специфических, региональных проблем, калининградский АПК уже сейчас испытывает дефицит финансовых средств, некоторые из трудностей:
1. Проблемы мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
Данное направление является для Калининградской области крайне важным. 94 процента земель сельскохозяйственного назначения мелиорированы, около 100 тысяч гектаров расположены ниже уровня моря, осушаются с помощью 113 электрифицированных насосных станций и защищены от затопления дамбами протяженностью 721 км. Мелиоративная сеть находится в упадке, не дает включить в оборот значительные площади земель. При этом значительная доля ключевых мелиоративных объектов находится в федеральной собственности.
Во-первых, по мнению калининградских сельхозпроизводителей, необходимо ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области» вменить в обязанность комплексное решение вопросов по объектам различных прав собственности (в том числе, на приграничных территориях, участках лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения). Решить проблемы мелиорации сельскохозяйственных земель невозможно без комплексного подхода к единой мелиоративной сети, включающей объекты, расположенные не только на территории сельскохозяйственных угодий.
Во-вторых, необходимо выделение дополнительных средств (до 1 млрд. рублей) на восстановление объектов федеральной собственности, от функционирования которых во многом зависит эффективность всей мелиоративной сети.
2.Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
Доля неиспользуемых по целевому назначению сельскохозяйственных земель остается в регионе высокой. Необходимо дальнейшее усиление ответственности за нарушение земельного законодательства, устранение пробелов в законодательстве, позволяющих крупным землевладельцам уходить от ответственности десятилетиями.
Следует увеличить земельный налог в случае неиспользования сельскохозяйственного участка по назначению в десять раз.
3. Нормативно-правовое урегулирование вопросов ввоза сырья для мясоперерабатывающей промышленности
В связи с окончанием действия переходного периода с 01 апреля 2016 года, необходимо подготовить нормативно-правовые акты, которые позволили бы ввозить сырье для мясоперерабатывающей промышленности без применения квот.
В статье 9 действующей редакции Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 16-ФЗ от 10 января 2006 сказано, что «…на территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ…». В части 1 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной Таможенной зоны от 18 июня 2010 года (Соглашение о СЭЗ) сказано, что «…Свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза». Таким образом, требуется привести в соответствие нормативно-правовую базу и предоставить предприятиям возможность ввозить сырье без процедуры квотирования, которая относится к методам нетарифного регулирования.