домой 26 сентября 23:19

Российский союз промышленников и предпринимателей

Поиск

Точка зрения

Мы не можем говорить о развитии сельского хозяйства региона без увеличения количества и повышения качества сельскохозяйственных земель

"Целевая программа развития аграрной отрасли региона до 2020 года выполнима только при значительном росте федеральных вложений в вовлечение земель в сельхозоборот"

Мы не можем говорить о развитии сельского хозяйства региона без увеличения количества и повышения качества сельскохозяйственных земель. Сегодня рост сборов продукции земледелия в первую очередь фактически зависит не от технологии (она уже на приличном уровне), а от площади посевов и плодородия почв. И здесь аграрная отрасль региона имеет очень существенные препятствия.

Земля в принципе есть.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Калининградской области составля-ет 818,2 тыс. га, из них 737,6 – сельскохозяйственные угодья, в том числе 372 га – пашни, и 357,7 тыс. га – кормовые угодья. По итогам 2012 года вся посевная площадь сельскохо-зяйственных культур составила 166,7 тыс. га. Доля использования сельскохозяйственных угодий составляет 59%, в том числе пашни – 56%. То есть, мы имеем в резерве чуть ли не половину земли.

Но какая это земля?

Одной из причин нестабильного развития сельскохозяйственного производства в Кали-нинградской области, наряду с неблагоприятными климатическими условиями, является мелиоративная неустроенность и повышенная кислотность земель, которая негативно влияет на рост и развитие культур, формирование урожая и качество растениеводческой продукции. За последние 20 лет площадь кислых почв увеличилась с 23 до 38%, и в на-стоящее время составляет 88,4 тыс. га.

В октябре 2011 года Правительство области утвердило целевую программу «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения на период 2011-2016 годов».

Основной стратегической целью программы является:

1). Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому на-значению сельскохозяйственных угодий.
2). Поддержание оптимальных параметров плодородия почв земель сельскохозяйственно-го назначения.

Ожидаемый результат действия программы – вовлечение в сельскохозяйственное произ-водство не используемой по целевому назначению пашни площадью 69,136 тыс. га, с об-щим объемом финансирования программы 506 211,2 тыс. руб.

Насколько адекватны эти условия?

На примере возглавляемого мною сельхозпредприятия могу сказать, что за период с 2011 по 2013 год вовлечено в сельскохозяйственное производство 4,7 тыс. га не используемой по целевому назначению пашни.

На сегодняшний день общий земельный фонд ООО «Новое поле» составляет 28152 га. Из них в сельскохозяйственном обороте 10800 га, залежные земли – 17412 га.

На предприятии проведена работа по оценке качественного состояния земельного фонда. Критерии оценки разнесены на пять групп.

I и II группы – земли, не требующие значительных затрат на восстановление;
III и IV группы – земли, требующие значительного частичного или полного ремонта;
V группа – земли, не пригодные для использования, либо требующие полного капиталь-ного ремонта.

Выделение средств областного бюджета на ввод 1 га залежных земель в сельскохозяйственный оборот составляет 2500 рублей, в то же время фактические затраты предприятия по обработке почвы, ремонту и восстановлению мелиоративной сети, очистке каналов, ремонте переездов и внутрихозяйственных дорог составляют от 15 до 75 тыс. рублей.

Для того, чтобы ввести в сельскохозяйственный оборот предприятия все 17312 га залежных земель, требуется не менее 543 млн. рублей. Сравним с показателями областной программы: там на ввод более чем 69 тыс. га закладывается всего 506 млн. рублей.

Принимая во внимание уровень затрат на восстановление земель разных групп, в первую очередь хозяйствами вводятся, конечно же, земли I и II группы. По моему мнению, такой принцип «наименьшего сопротивления» используется на многих предприятиях области как наименее затратный, и как следствие, наиболее рентабельный.

Однако лимит земель относительно качественного состояния не безграничен. И в обозри-мом будущем сельхозпредприятия области столкнутся с задачей ввода земель III – IV групп, требующих полного или частичного ремонта, что потребует очень значительного роста расходов на гектар. Но уровень рентабельности производства (без учета субсидий) не позволяет сельскохозяйственным предприятиям в одиночку справиться с объемом капитальных вложений, требуемых для ремонта сельскохозяйственных земель.

Отсутствие необходимых средств существенно снизит темпы роста ввода земель в целом по Калининградской области. Нам грозит то, что и завтра, и послезавтра так и останемся с большим количеством неиспользуемой земли, несмотря на все хорошие областные программы.

Чтобы этого не случилось, именно сегодня на территории Калининградской области необходимо опережающими темпами проводить работу по ремонту земель сельскохозяйственного назначения при более существенной поддержке государства, прежде всего федерального центра.

Количество и качество сельскохозяйственных земель – это стратегический вопрос продовольственной безопасности государства. Поэтому ими всегда занимались высшие органы государственной власти, и в них централизованно вкладывались большие государственные средства. Мелиоративная система на нашей земле создавалась за счет королевской казны еще прусскими правителями. И при Советской власти содержание и уход за мелиоративной системой региона были общегосударственными задачами.

Сегодня вопрос стоит точно так же: лишь федеральные власти в состоянии финансировать объемы работ, необходимые для возвращения в сельскохозяйственный оборот деградировавших земель, восстановления их качества и поддержания его на должном уровне.

Только реализация этих мер федеральной господдержки позволит увеличить производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий до 715,7 тыс. тонн условных видов продукции, запланированных к 2020 году в рамках целевой программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Калининградской области на 2013-2020 годы».

Rambler's Top100 Rambler's Top100